+7 495 917-52-52
ул. Покровка д. 38 стр.1
пн.-пятн. с 11:00 до 20:00
субб с 11:00 до 18:00
Товаров: 0
X
Корзина
Итого: 0 руб.
Редактировать заказ
Начало > О камнях и не только > Облагороженные камни

О камнях и не только

Облагороженные камни

Облагороженные камниБолее "продвинутые" покупатели уже знают слово "облагороженный" и наделяют его всяческими дополнительными смыслами. По большей части, негативными и относящимися, главным образом к цветному камню. Бриллианты редко вызывают сомнения, хотя их облагораживание - вполне общее место.

Вообще стоит принять на вооружение следующие тезисы: необлагороженных камней нет, в облагораживании нет ничего плохого. Первое утверждение не является абсолютной истиной, но очень к ней близко. Второе, как раз, истинно без оговорок. Ни одна из признанных международных организаций, устанавливающих правила ювелирного и камнеторгового рынков не утверждает того, что облагороженные самоцветные камни - ненастоящие.

Исключения конечно есть. Так "залечивание" трещин в изумрудах пластиком или маслом неоднозначно повлияло на рынок этих самоцветов. Но это очень частный случай. Вообще, если продавец хотя бы немного знаком с приемами облагораживания драгоценных камней он может развеять часть сомнений покупателя, проявить свою экспертность в предлагаемом товаре и, в конечном итоге, существенно более эффективно продать. Далее, автор предлагает некоторые сведения о методиках облагораживания наиболее популярных самоцветов.


--------------------------------------------------------------------------------





Топаз
В подавляющем большинстве случаев синие и голубые топазы - результат облагораживания, так как природный голубой цвет топазов очень бледный и, к тому же, редко встречается. В результате радиационного облагораживания, бесцветным или почти бесцветным топазам можно придать синий и голубой цвета, причем определить облагороженный это камень или нет крайне трудно.



Бесцветный топаз можно облагородить и до "чайного", но - такой цвет долго не продержится. Он выцветает за достаточно короткий срок при температуре менее 100 Co, а так же под воздействием любого интенсивного источника света. То есть, даже находясь в освещенной витрине, такие топазы будут выцветать, причем неравномерно. К голубым топазам это не относится.

Ценность же голубого и синего цветов в том, что они гораздо более стойкие. Популярные темно-синие ("London Blue"), и темно-голубые ("Swiss Blue"), и голубые ("Sky Blue") натуральные топазы, подвергались облучению, но тем не менее, их синева и голубизна - не теряется со временем. Первые голубые топазы были получены в 1957 году, и с тех пор их цвет не изменился.





Покупатели, а часто и ювелиры, спрашивают, не опасны ли облученные топазы для владельца украшений. Ответ - нет. Синие и темно-голубые топазы теряют радиацию за период от нескольких недель, до первых месяцев, а голубые - и вовсе, за считанные дни. Все подвергшиеся обработке камни, проходят обязательный контроль, согласно нормам МАГАТЭ, или еще более жестким РОСАТОМнадзора, и те в которых оказались включения, накапливающие радиацию - выбраковываются и захораниваются. Чтобы обесцветить голубой топаз, его надо нагреть до температуры, превышающей 200 Co. В быту такое удается, только если украшение уронить в костер, кипящей воды недостаточно.


--------------------------------------------------------------------------------





Аметист, аметрин, цитрин
Все аметистовые вставки, которые можно приобрести на рынке в той или иной степени подвергались термообработке с целью выравнивания цвета и устранения бурого оттенка.



Привлекательность и высокий спрос на боливийский аметрин - двухцветную разновидность кварца в которой сочетаются аметистовая пурпурная и цитриновая желтая окраски послужили толчком к попыткам облагораживания натурального аметиста до аметрина и производству его синтетических аналогов.






Аметист-цитриновую двухцветную окраску можно получить путем комбинации радиационного облучения и нагревания некоторых аметистов Бразилии. При этом остается некоторое визуальное различие между облагороженными "бразильцами" и натуральными боливийскими аметринами. В бразильских "аметринах", как правило, сочетание цветов менее контрастное, а сами цвета менее чистые. Точно же определить облагороженный аметист позволяют только специальные оптические исследования, да и то не всегда.



В настоящее время в России разработаны технологии промышленного производства кристаллов двухцветного аметист-цитринового кварца, который является синтетическим аналогом природного аметрина, добываемого в Боливии. Поскольку технологии производства синтетических аналогов аметрина совершенны, а цвета очень яркие и контрастные, определение камней, ограненных из синтетических кристаллов, требует комплексной геммологической экспертизы. Стоит отметить, что цена на синтетический аметрин значительно (почти на два порядка) ниже, чем цена на природные боливийские аметрины лучших сортов.



Природный цитрин встречается относительно редко, но поскольку камень популярен, сегодня хорошо развиты технологии его получения посредством облагораживания природного кварца менее редких разновидностей, и большая часть поступающих в продажу камней получена именно этим путем.

Существует две технологии облагораживания кварца до цитрина: термическая обработка (аметист, дымчатый и черный кварц), и облучение (горный хрусталь).

Технология термического облагораживания цитрина известна давно. Еще в Средневековье этот камень получали путем обжига кристаллов аметиста. А на Урале в XVIII в., запекая в хлебе крупные кристаллы дымчатого кварца, получали золотистые цитрины, модные при дворе Екатерины II.

В настоящее время большая часть термически облагороженного цитрина желто-оранжевого цвета, наиболее ценимого ювелирами, производится в Бразилии. Эта страна богата природным аметистом, и технология его термического облагораживания доведена здесь до совершенства.

Другая технология построена на изменении цвета кварца при его облучении. Под воздействием различных видов ионизирующего излучения и последующего отжига горный хрусталь окрашивается в различные оттенки: от желтых и оливковых до темно-бурых, включая и входящий в моду лимонный цвет.



Цитрины, получаемые путем отжига аметиста или мориона, обладают наибольшей свето- и термоустойчивостью. Значительно менее устойчивы к дневному свету и температурному воздействию облученные цитрины желтого цвета с зеленоватым оттенком. Они, как правило, выцветают при нагревании до 200-300 °С. Различия в устойчивости окраски цитринов и разнообразие ее оттенков связаны с ее различной природой. Эти особенности цитринов, полученных в результате применения разных технологий, нужно учитывать при выкладке изделий на витрины. Сильное освещение ювелирных витрин нагревает их до значительных температур, что может привести к обесцвечиванию облученных камней (к термически окрашенным цитринам это не относится). Термически облагороженный цитрин можно отличить от облученного и от природного по более густой окраске с заметным оранжевым оттенком. Облученный цитрин от природного практически не отличим.


--------------------------------------------------------------------------------





Сапфир, рубин
Если отжиг синих сапфиров и рубинов является общей практикой и не особенно влияет на их цену (конечно, крупный, чистый, необлагороженный камень стоит дороже, но это очень частный случай), то термодиффузионная обработка должна удорожать слабоокрашенный материал, который должен, однако, оставаться гораздо дешевле необлагороженных образцов того же цвета. Дело в том, что термодиффузионные методы (High Temperature Diffusion) заключаются в "напитывании" поверхности ограненного самоцвета тем или иным веществом, взаимодействующим с исходным минералом. Он формирует тонкую пленку другого минерала, в случае синего сапфира - шпинели. То есть, синий цвет облагороженных таким образом сапфиров - цвет шпинели, что не позволяет им стоить дорого.



В 2001 году на мировом рынке появились желто-оранжевые и оранжево-розовые сапфиры ярких, насыщенных цветов. Тайские продавцы стали предлагать эти самоцветы под коммерческими названиям "солнечный сапфир", "императорский сапфир", и так далее. Эти сапфиры считали термически облагороженными, но в 2002 г. Американская ассоциация по торговле драгоценными камнями, заявила о наличии признаков диффузии бериллия в верхнем слое вставки. Изначально, такая методика обработки была, видимо, разработана с целью получить цвет сапфиров падпараджа, весьма и весьма востребованных и очень дорогих. В результате были получены сапфиры от соломенно-желтого до оранжево-розового и клубнично-красного цветов.



--------------------------------------------------------------------------------


Изумруд
Главным способом обработки изумрудов является "промасливание" (oiling), пропитка самоцветов маслами, смолами или пластиками при высоком давлении, с целью заполнения трещин. Это порочная практика, поскольку масло из изумрудов, со временем испаряется, что приводит к их помутнению. Так как установить подобное облагораживание, особенно в случаях с пластиком, неспециалисту достаточно трудно, доверие к изумрудам оказалось подорванным и на рубеже XX и XIX веков их рынок несколько "просел". По данным Jewellery News Aisha, в 2004 году рынок начал расти, но только в отношении гарантированно не облагороженных самоцветов. Стоит отметить, что в России "промасливание" изумрудов не принято и покупая, на пример, уральский камень, вы можете не без оснований полагать, что он скорее не подвергался подобной процедуре.

Кстати, расхожий метод проверки изумрудов на промасленность - поднести к источнику тепла и протереть салфеткой, если есть масло - оно оставит свой след, стоит признать весьма рискованным - вставка может треснуть.

Таким образом, уверенность в природном качестве изумруда может основываться только на репутации поставщика и заключения геммолога.



--------------------------------------------------------------------------------


Благородный опал


Здесь речь идет не столько об облагораживании самоцвета с целью повышения его цены, сколько о способах сделать этот камень более доступным. Одним из них стало изготовление дублетов и триплетов. Дублеты создаются из тонких пластинок природного опала, к нижней части которых приклеивается пластинка черного оникса. Таким образом, создается эффект черного опала, но по цене они значительно более доступны.



Природным дублетом является так называемый болдер-опал, где тонкая корка благородного опала не отделяется при обработке от породы-подложки. Триплеты состоят дополнительно из слоя чистого кварцевого стекла, обработанного в форме кабошона и перекрывающего дублет. С одной стороны, дублеты и триплеты состоят из некоторого количества природного материала, с другой - из чужеродных элементов. При продаже украшений с такими вставками стоит отметить, что главное качество опала - опалесценция - специфическая игра света, имеет в данном случае природное происхождение.


--------------------------------------------------------------------------------

Коралл
Из ювелирных материалов органического происхождения облагороженный коралл встречается наиболее часто. Так для получения темно-красного или розового (без оттенка оранжевого) цветов из бледного или бесцветного коралла используется прокрашивание, однако со временем окраска может выцвести. Белый бамбуковый коралл из Тасмании может быть окрашен в черный цвет нитратом серебра. Помимо этого следует избегать использования растворителей. Отбеливание в 30% -ном растворе перекиси водорода в течении 12-72 часов придает черной разновидности коралла приятный золотистый оттенок. Устойчивость такого коралла к воздействию света и времени не изучена. Часто используют пропитку эпоксидной смолой или клееподобными веществами для "залечивания" внешних трещин в низкосортном материале.

Используется наращивание цветного слоя на белые пятна. Такого рода обработка устойчива, но следует избегать повышенных температур и растворителей. Для улучшения цвета и прочности оранжевого коралла обычно применяют пропитывание стабилизирующим пластиком. При ношении такого коралла следует избегать попадания химических реагентов и косметики на него.

В отличие от самоцветов, облагороженный коралл теряет в цене по сравнению необработанным материалом.

Этот текст можно продолжить на многие страницы, поскольку, сколько самоцветов - столько можно насчитать и специфических методик их обработки. Возможно, так и придется поступить, неоднократно возвращаясь к этой теме. Резюмируя же данную статью давайте обсудим, что же такое облагораживание в итоге:

1. Облагораживанием называется любой процесс обработки ювелирного камня в сырье или готовой вставке помимо огранки и полировки.

2. Облагораживание призвано улучшать внешний вид самоцвета.

Методы облагораживания могут быть нацелены на имитацию того или иного природного эффекта или, напротив, на получение абсолютно "рукотворного" результата. В идеале, ни та ни другая цель не является преступной и не ущемляет интересов покупателя. В следующей статье автор планирует рассмотреть детально технологии облагораживания драгоценных камней и отношение к ним международных регулирующих организаций.