Армянский обсидиан

Обсидиан можно найти в скальных образованиях в вулканических районах Мексики, Италии, Японии, США, однако самый чистый только в Армении.

Обсидиан — самый известный и почитаемый камень в Армении. Его справедливо наделяют магическими и необъяснимыми для науки свойствами. Для того чтобы оберечь дом и детей от злых сил и болезней, много веков назад люди выкладывали кольцо из обсидиана вокруг жилища. Точно так же оберегали муку и хлеб, раскладывая мелкие камни из этого минерала, создавая круг.
Вопреки легенде о камне, армянский обсидиан не встречается на склонах горы Арарат, о местонахождении синего обсидиана — никто пока не знает. Крупные залежи камня в Армении — окрестности вулканических гор у озера Севан, залежи также есть и в вершинах вулканических конусов — Артени, Адис, Гутанасар и Спитакасар.

Обсидиан на армянском языке букв. “ванакат” (молоко Вана, “кат” -молоко, ср. с “еркат” — молоко земли, железом, иногда выделяющимся как отдельный “самородок” в застывших потоках лавы). Таким образом, “ванакат” и “еркат” получают архаичные и сакральные, сконструированные логическими транзакциями, наименования, связанные с “молоком” земли (матери) и с “сыном” Ваном, (см. “Армянская культура” Н. Марр).

Они являются результатом лингвистического дизайна символов, которые феноменально связаны с последствиями наблюдения за природными процессами и имеют вулканическое происхождение.
Другим крупным источником обсидиана в Армении являются окрестности вулканических гор у озера Севан (ср. со словом “семь”, а также с Сив’ан (имеющим несколько интерпретаций: как слово вавилонского происхождения (Есф. 8:9), третий месяц еврейского священного календаря, название третьего месяца Еврейского года от новолуния июля (девятый гражданского (Есф. 13:9); как вероятно древнее персидское слово, относившееся к какому либо языческому божеству).

Однако, на наш взгляд, данное слово исконно армянское и связано с Ваэ, Ваагном и Ваном и, возможно, приурочено к дате победы Ваагна над “драконом” и архаичным календарем древней цивилизации.

С первочеловеком, Ваагном связана семантика слова глаз (“ачк”). Глаз символизирует всеведение, всевидящее око, способность к интуитивному видению. Глаз олицетворяет всех солнечных богов, обладающих оплодотворяющей силой солнца, которая воплощается в боге-царе — Творце. Платон называет глаз главным солнечным инструментом. “Глаз, коим я взираю на Бога, есть тот же глаз, коим он взирает на меня” (Ангелиус Силезиус).

В песне о рождении Ваагна говорится, что его глаза (“ачкунк” букв. глаза и брови) как “арегакунк” (букв. солнце с бровью или диск солнца с серпом луны).

Сюжет из армянского мифа о рождении Ваагна описывает сотворение мира, рождение первочеловека, извержение вулкана (олицетворяющего силы зла) и преграду вод лавой (“драконом”), борьбу сил добра (солнечного божества, громовержца и драконоборца) со злом, где добро использует в борьбе с хаосом силы света, солнца, грома и молний.

Ваагн в битве с драконом использовал молнии (возможно символизирующие кометы (метеориты), от падения которых остались следы в Араратских горах (Ваганян В., 2010).


Обратный звонок
Запрос успешно отправлен!
Имя *
Телефон *
Предзаказ
Предзаказ успешно отправлен!
Имя *
Телефон *
Добавить в корзину
Название товара
100 ₽
1 шт.
Перейти в корзину